Автор: Евгений Костин, (SeoPult)
Для чего искать конкурентов
Зачем вообще искать своих конкурентов? Ну, во-первых, если вы не будете их искать, а они-то совершенно точно будут искать вас и анализировать, ваша позиция становится заведомо проигрышной. Во-вторых, анализ конкурентов помогает понять, почему сайт теряет в позициях или наоборот растет. В-третьих, поиск и анализ конкурентов совершенно необходим, если нужно продвигать незнакомую тематику. Кроме того, на примере своих конкурентов можно понять, как нужно делать, а как делать НЕ нужно в принципе. В-четвертых, таким образом можно выявить коммерческие преимущества и недостатки сайтов конкурентов и воспользоваться ими.
Как определить конкурентов
Кажется, что это просто: берем поисковый запрос, идем в поиск, смотрим ТОП и находим конкурентов:
Однако так делать нельзя. Нужно помнить, что в поиске существует много разных подводных камней, и если их не учитывать, но можно собрать совсем не тех конкурентов, которых нужно. Поисковики часто проводят на выдаче какие-то эксперименты, у них есть какие-то примеси, фильтры и результаты быстроробота, в результате чего тот или иной сайт может попасть в ТОП всего на сутки или даже на час.
Для верного определения конкурентов нужно собрать семантику (СЯ) по нескольким группам и понять, кто из сайтов-конкурентов по нашей семантике встречается чаще всего, так сказать, найти лидеров ниши. Затем либо идти по пути замерения позиций (своего сайта и сайтов конкурентов) в течение ближайших шести месяцев, либо пойти в Megaindex и проанализировать позиции конкурентов за последние полгода там.
Бывает, что сайт конкурента стабилен, занимает первые места по ключевым запросам и чувствует себя довольно хорошо. Безусловно, такие сайты нуждаются в пристальном изучении с последующей подгонкой своего ресурса под уровень конкурента. Впрочем, как и растущие сайты конкурентов, которым за последние полгода удалось показать заметный рост. Нельзя сбрасывать со счетов и те сайты, которые теряют позиции, — это отличный пример того, как делать не надо, или какие ошибки могут к чему привести. Если, например, изучая растущий сайт конкурента, мы сделали вывод, что надо писать на страницах большие тексты, стоит проверить этот вывод на падающих сайтах. Возможно, там также использовались большие тексты, однако, это не спасло ресурс от потери позиций.
Таким образом, все сайты конкурентов можно распределить на 3 основные группы:
- падающие (им не помогли даже траст и портянки)
- стабильные (основа основ исследования конкурентов)
- растущие (возможно хорошие ПФ или иное)
и 2 дополнительные:
- ворвавшиеся (их не было месяц назад, они появились прямо сейчас)
- пришедшие (сайты из ТОП-50, зашедшие в ТОП-10, а затем и в ТОП-3)
У «ворвавшихся» как правило, хорошая структура сайта, либо хороший дизайн и адаптивность, из-за чего ПС их могут подкинуть, чтобы посмотреть, а какие у него будут ПФ после изменения места на выдаче. Обычно это отлично сделанные молодые сайты. А вот «пришедшие», это как правило обладатели отличной комплексной стратегии продвижения, которые медленно, но верно идут к завоеванию ТОПа. У таких, безусловно, тоже есть чему поучиться.
Что анализируем
- История сайта, дизайн, структура, тексты…
- Изменения параметров: тИЦ, кол-во страниц в индексе и т.д…
- Ссылочная масса, прирост и стратегии
- Каналы трафика – контекст, прямые заходы
- Фишки — исключительно вручную
1. Нужно стараться отследить историю изменений на сайте, соотнося их с ростом/понижением позиций. Что изменилось, что было добавлено или изменено, и привело именно к такому результату.
2. Анализ параметров, указывающих на какую-то движуху вокруг сайта. Если, например, у сайта меняется тИЦ (в лучшую сторону), это указывает на планомерную работу со ссылочной стратегией, если увеличивается количество страниц в индексе – возможно, добавлены новые категории товаров и т.д.
3. Анализ ссылочного (Ahrefs, Serpstat) позволяет выявить простейшие вещи: анкорное/безанкорное, проценты, где покупают, какого вида ссылки (статейные, обычные, крауд и т.д.) Если есть необходимость отслеживания ссылочного в динамике, то нужно текущие срезы где-то у себя сохранять, а потом возвращаться к ним через несколько месяцев, сравнивая и анализируя изменения.
Если после анализа видно, что конкурент использует умную стратегию наращивания ссылочной массы (ссылочный профиль разнообразный, упоминания сайта на сторонних ресурсах выглядят естественно и проставлены в тему, ресурсы тематические), можно выгрузить домены, ссылающиеся на сайт-конкурент. Также важно посмотреть, с каких региональных доменов стоит наращивать ссылки, исходя из опыта конкурентов.
4. Анализ каналов трафика нужен для поиска каких-то дополнительных каналов, которые мы не используем в своей стратегии продвижения. Прямо это, конечно, на позиции не влияет, но влияет на ПФ сайта.
5. Фишки – это то, что нельзя отследить никакими специализированными сервисами, а можно сделать только лично, «вручную». Только так можно обнаружить улучшение какого-нибудь функционала, например, апгрейд мобильной версии или новое оформление страниц категорий.
Примеры использования полученных данных
№1 Индексация
Проанализировав историю индексации того или иного конкурента, можно сделать выводы о том, какие страницы нравятся поисковику, а какие наоборот.
Например, у нас есть гипотеза, что на странице категории обязательно должен быть какой-нибудь текст, без него она не продвинется. Это можно легко проверить на конкурентах, по следующему алгоритму:
Парсим сайт конкурента (Screaming Frog), вытягиваем URL тех страниц, которые конкурент решил продвигать (Screaming Frog, Sitemap.xml), разделяем страницы по типам (Sitemap.xml):
Далее проверяем индексацию этих страниц (SEMrush, SeoPult), а затем анализируем, какие страницы в индексе, а какие нет. Здесь очень показательными будут именно проблемные страницы, так как изъяны зачастую гораздо легче определить (и у себя избегать), нежели какую-то совокупность достоинств.
Также хорошо произвести сравнение индексов двух ПС, для того чтобы понять, что больше нравится Яндексу, а что больше нравится Google. И усиливать эти найденные факторы, исходя из своих приоритетов.
№2 Семантика
Например, с сайта конкурента при помощи тех же парсеров можно вытянуть заголовки <H1>…</H1> (название категорий, карточек товаров, новостей и проч). Можно вытянуть слова, по которым конкурент находится в ТОПе. Важно помнить, что все выгружаемые по конкурентам данные всегда идут с задержкой. Поэтому нужно проверять видимость, собрав все нужные запросы, прогнав их и проверив частотность. Те, которые имеют хоть какую-то частотность, выделить и замерить позиции найденного сайта по этому списку фраз.
№3 Цена
Цена, как ни странно, может являться непрямым фактором ранжирования. Речь не идет о том, что ПС выше показывают более дешевые товары, а ниже – более дорогие. Речь о том, что для пользователя цена может являться как привлекающим, так и отталкивающим фактором, от этого меняется его поведение на сайте, а поведение пользователя на сайте как раз и является одним из факторов ранжирования.
Наша задача понять, насколько мы близки или далеки от наших конкурентов по выгодности предложения. Существуют специальные инструменты мониторинга цен на сайтах конкурентов, однако, они небесплатные и в контексте SEO вообще не очень нужны. Сеошнику вполне достаточно будет и бесплатного метода:
- Этап 1 — сбор УРЛов
- Этап 2 — поиск карточек товаров
- Этап 3 — парсинг цен, арт., характеристик (через любой инструмент, тот же Screaming Frog, например)
- Этап 4 — составление таблиц:
- Этап 5 — подсчет средних значений
Таблицы помогают не только видеть, какова в среднем по больнице цена на ту или иную группу товаров, и как мы смотримся на этом фоне, но и понять, как поступают с ценами конкуренты. Они могут пользоваться такими приемами, как ставить в конце каждой цены — .99 или всегда округляют до целого, снижают до предыдущего десятка и проч. Анализ цен может показать необходимость создания дополнительной выгоды для пользователя: введения рассрочки, каких-то дисконтных систем и т.д.
В целом, работа с конкурентами должна вестись постоянно. Это едва ли не единственный способ понять, как обстоят дела в нише, глубже погрузиться в тематику бизнеса клиента, найти неочевидные моменты, важные именно для этой тематики. Анализ важен так же для принятия стратегических решений по проекту и понимания возможностей его продвижения.